Политический идеализм – это направление науки о международных отношениях, которое рассматривает международные феномены с точки зрения моральноэтических идеалов и правовых норм. Иными словами, политический идеализм – это вера в совершенство других людей, которая сопряжена со стремлением улучшить политическое поведение других людей или государств в целом.
Яркие представители и основатели этого направления – Конфуций, Платон, Т. Мор, И. Кант – считали, что ради блага мира только совесть, справедливость и разум должны присутствовать в регулировании международных отношений и осуществлять сдерживающее влияние на национальный эгоизм. По их мнению, государства в своих взаимоотношениях должны руководствоваться такими нормами, как верность обязательствам и справедливость. Идеалисты также призывают предупреждать международные конфликты, опираясь на моральные и правовые механизмы, которые должны поддерживаться за счет международных соглашений и договоров. [3,c.112] Они акцентируют внимание на наличии универсальных, общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов, неотъемлемых прав человеческой личности, необходимости создания всеобъемлющей системы коллективной безопасности в целях сохранения и защиты. Одной из важных проблем, которую разрабатывали политические идеалисты – это создание системы мировой безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войн со стороны всех стран мира. Они считали, что все вопросы в международной политике должна решать только дипломатия, а не метод принуждения. Но, в то же время осуждая силу как метод влияния, идеалисты одновременно приветствуют использование силы для обеспечения соблюдения международного права, прежде всего для защиты прав человека. Один из основоположников политического идеализма И. Кант составил план, согласно которому достижение абсолютного мира между всеми государствами считается возможным, в случае выполнения этими странами данных статей:
- Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении была сохранена открытая возможность новой войны.
- Ни одно самостоятельное государство ни путем наследования или обмена, ни в результате покупки или дара не должно быть приобретено другим государством.
- Постоянные армии со временем должны полностью исчезнуть.
- Государственные долги не должны использоваться во внешнеполитической борьбе.
- Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в вопросы правления и государственного устройства других государств.
- Ни одно государство не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем, как, например, подсылка убийц, отравителей, нарушение условий соглашений, подстрекательство к измене в другом государстве и т. д. [1,с.59]
Согласно его мнению, достичь мира во всем мире возможно только при выполнении пунктов данного плана абсолютно всеми государствами мира, но возникает проблема: захотят ли более сильные государства терять своё геополитическое и военное преимущество ради достижения идей вечного мира?
В начале XX века идеи политического идеализма подверглись критике при первой же попытке их осуществления. Это и крах Лиги Наций, и развязывание мирового конфликта 1939-1945 гг., и «холодной войны» в последующие годы. Стало ясно, что идеи политического идеализма хороши лишь в теории, а в реальном мире концепции политических идеалистов натолкнулись на острое противоречие со стороны мировой политической действительности. Так называемые политические реалисты подвергают к сомнению утверждения идеалистов. Так, они считают, что основные концепции политического идеализма не более чем утопия и наивность, и ни человек, ни общество, никогда не сможет стать идеальными, потому что эгоизм – это сущность самого человека, и ее улучшить невозможно, и события начала – середины XX века тому подтверждения. Однако и в 1930-е гг. политический идеализм получил развитие в концепции лауреата Нобелевской премии мира Р. Энджелла, который разоблачал миф об экономическом процветании в результате войны [2,с.219].
Однако в последние годы наблюдается явное переосмысление сугубо негативного отношения к положениям идеализма со стороны широких масс. Ведь большая часть мира действительно хочет мира, чтобы с уверенностью смотреть в будущее, но, к сожалению, пока мы наблюдаем, что концепции идеалистов не могут отражать реальное положение вещей в международной жизни, не дают объяснения мотивам целого ряда внешнеполитических действий разных стран. Идеи политического идеализма вряд ли когда-нибудь будут воплощены в жизнь, из-за сущности самого человека, из-за его эгоизма и многих недостатков, а также из-за того, что сильные страны не захотят разоружаться, ведь, к сожалению, в нашем мире господствующее право – право сильного.
Список использованных источников
1. Гаврилов В.В. Учение И. Канта о международном праве и новое политическое мышление // Современное государство и право: вопросы теории и истории. Владивосток: ДВГУ. – 1992. – С. 48-62. 2. Федина С.Р. Мир та його досягнення у ідеалістичному підході І. Канта [Текст] / С.Р. Федина // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Серія «Філософія. Політологія». – 2009. – Вип. 91-93. – С. 217-220. 3. Цыганков П.А. Политический идеализм в теории международных отношений: иллюзии и реальность [Текст] / П.А. Цыганков // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – С. 111-114.