Человек как субъект философствования

Постоянный интерес к проблеме человека в философии обусловлен прежде всего потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в течении его существования. Нерациональное использование земных ресурсов, неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, накопление ядерных вооружений – все это рождает ощущение незащищенности жизни человека. Такая ситуация, несомненно, побуждает к попыткам осознать сложившуюся ситуацию.

Для философского мышления о человеке большую роль играют познавательно-мировоззренческие факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество различных сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии. Первоначальные представления о человеке складываются еще до того, как зарождается религия или возникает философия. Уже в мифологическом мышлении человек начинает задаваться вопросом о своём месте в мире и смысле бытия ГИ.

философия есть постоянно меняющее свой облик становление мысли, разворачивающееся из определенного истока. Она возникает через осмысление мировоззренческой стороны мифа – и с появлением письменного текста.

С позиции космоцентризма человек воспринимается, прежде всего, как часть космоса, как «малый мир» (Демокрит), микрокосмом, который неразрывно связан с макрокосмосом, нередко представляемым живым организмом. Через понимание Вселенной и существующего в ней порядка можно познать и самого человека – считали представители классической философской школы Сократ, Платон и Аристотель, в учениях которых на первое место выдвигается проблема человека [3].

С позиции теоцентризма в западноевпропейской философии сущность человека постигается не посредством рационального мышления, как, например, у древнегреческих философов или в более поздних материалистических философских концепциях, а при помощи откровений, сформированных в Священном Писании. Познать же эти откровения можно только с помощью веры в библейские догматы, которые недоступны разуму. С позиции теоцентризма разум, «озаренный» верой, помогает уяснить лишь детали, но не самого человека, который является составной частью божественной упорядоченности в мире и выступает как «образ и подобие Бога». Отсюда христианство, как и другие теоценрические философские системы, признающие высшей сущностью Бога и рассматривающие человека через призму креационнизма, объявляет его такой же непостижимой тайной, как и самого Бога.

Существенные изменения во взглядах на человека происходят в эпоху Возрождения, когда философию теоцентризма начинают все больше теснить другая мировозренческая позиция – антропоцентризм. Если в эпоху Средневековья человек выступал как представитель той или иной общины, то в эпоху Возрождения он уже начинает представлять самого себя, возрастает его самосознание и общественная позиция. Человек всё больше осознает себя творцом собственной жизни и судьбы. Он стремится к автономии и к господству над природой, начинает верить в безграничность своих творческих возможностей.

В Новое время человек не перестает быть в центре внимания философии, но интерес к нему в значительной мере увязывается с его включенностью в общественные отношения. Однако в первую очередь в Новое время человек рассматривался как познающий субъект. Р.Декарт, например, усматривал сущность человека, его специфическую особенность в разуме, в способности мыслить.

Существенный шаг в понимании человека был сделан великим немецким философом И. Кантом, который считал, что человек является уникальным существом и о нем можно философствовать отдельно и особо. При этом он подчеркивал, что все успехи в культуре, которые служат школой для человека, имеют своей целью применять к жизни приобретенные знания и навыки. Но самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, – это человек, ибо он для себя своя последняя цель.

Начиная с XIX в. усилиями таких философов, как Ф-В.-Й. Шеллинг, М. Штирнер,

С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и др., европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятия жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма, интуитивизма, персонализма.

С точки зрения экзистенциализма объективный мир – это, прежде всего, «человеческая реальность», и ничего сказать о мире вне человека нельзя. Говорить следует о человеческом бытие, так как человек вопрошает о бытии, переживает, осознает его, составляет его смысл [2].

В экзистенциализме, так же как и в персонализме, проблема личности является центральной в понимании человека, который не может быть сведен к какой-либо «сущности» – биологической, социальной, духовной, психической и т.п. Личность как неповторимое духовной самоопределение противопоставляется индивидуальности как части природного и социального целого [4].

Предпринятый краткий историко-философский экскурс в проблему человека в Западной философии показывает, что к началу XX в. были созданы все предпосылки, чтобы в философии возникла новая самостоятельная область знаний – учение о человеке, т.е. философская антропология.

Список использованных источников

1. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Э.Р. Доддс.; Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. X. Кессиди. – СПб.: Алетейя, 2000. – 507 с. 2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 408 с. 3. Платон Диалоги; пер с древнегр.. – Харьков: Фолио, 1999. – 383 с. 4. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение /Пер. К.В.Лощевского. – СПб: Наука, 2000.

Site Footer